ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В СФЕРЕ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят Постановлением Народного Совета 21 августа 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля (далее – государственного надзора) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора, их должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность субъектов хозяйственной деятельности во время осуществления государственного надзора.
1) государственный надзор – деятельность уполномоченных законами республиканских органов исполнительной власти, их территориальных органов (далее – органы государственного надзора) и их должностных лиц в пределах полномочий, предусмотренных законами, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства Донецкой Народной Республики субъектами хозяйственной деятельности и обеспечению интересов общества, в том числе по обеспечению надлежащего качества продукции (товаров), работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения и окружающей среды;
2) мероприятия государственного надзора – плановые и внеплановые мероприятия, которые осуществляются путем проведения ревизий, проверок, обследований, осмотров и других действий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;
3) приемлемый риск – социально, экономически, технически и политически обоснованный риск, не превышающий предельно допустимого уровня;
4) проверка – совокупность проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица, физического лица-предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, установленным законодательством Донецкой Народной Республики;
5) риск – количественная мера опасности, которая учитывает вероятность возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности и возможных размеров потерь от них;
6) способ осуществления государственного надзора – процедура осуществления государственного надзора, определенная настоящим Законом;
7) третьи лица – юридические и физические лица (адвокаты, аудиторы, члены общественных организаций, уполномоченные организации работодателей, их объединений, эксперты, специалисты и др.), которые привлекаются субъектами хозяйственной деятельности или органами государственного надзора в ходе осуществления мероприятий государственного надзора.
Действие настоящего Закона распространяется на все органы государственного надзора, если иное прямо не предусмотрено в настоящем Законе, в том числе на отношения, которые возникают у субъектов хозяйственной деятельности в сфере налоговых, валютных, таможенных, бюджетных, банковских, трудовых и иных отношений, пенсионного и социального страхования.
(Часть 4 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 141-IIНС)
Порядок проведения внеплановых мероприятий государственного надзора во время действия ограничения или запрета на осуществление мероприятий государственного надзора устанавливается Главой Донецкой Народной Республики.
(Часть 5 статьи 2 введена Законом от 24.04.2020 № 141-IIНС)
1) приоритетности безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития общества, среды проживания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере хозяйственной деятельности;
2) подконтрольности и подотчетности органа государственного надзора соответствующему органу государственной власти;
3) равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйственной деятельности;
4) гарантирования прав субъекту хозяйственной деятельности;
5) объективности и непредвзятости осуществления государственного надзора, недопустимости проведения проверок субъектов хозяйственной деятельности по анонимным и другим необоснованным заявлениям, а также неотвратимости ответственности лиц за представление таких заявлений;
6) осуществления государственного надзора только при наличии оснований и в порядке, определенных настоящим Законом;
7) открытости, прозрачности, плановости и системности государственного надзора;
8) невмешательства органа государственного надзора в уставную деятельность субъекта хозяйственной деятельности, если она осуществляется в пределах законодательства Донецкой Народной Республики;
9) ответственности органа государственного надзора и его должностных лиц за вред, причиненный субъекту хозяйственной деятельности в результате нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики;
10) независимости органа государственного надзора от политических партий и любых других объединений граждан;
11) наличия одного органа государственного надзора в составе республиканского органа исполнительной власти;
12) своевременности информирования субъекта хозяйственной деятельности о результатах проведенного мероприятия государственного надзора;
13) недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора и недопустимости осуществления мероприятий государственного надзора разными органами государственного надзора по одному и тому же вопросу;
14) соблюдения условий международных договоров Донецкой Народной Республики.
В случае если субъект хозяйствования на соответствующий плановый период включен в план осуществления мероприятий государственного надзора одновременно нескольких органов государственного надзора, соответствующие плановые мероприятия осуществляются этими органами государственного надзора комплексно.
Составление и утверждение плана комплексных плановых мероприятий государственного надзора органами государственного надзора осуществляются в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
Если субъект хозяйствования изменил режим работы (начало и окончание рабочего дня, перенос выходных дней), не поставив об этом в известность орган государственного надзора до начала проведения мер государственного надзора, он обязан обеспечить допуск на объект и возможность проведения мер государственного надзора должностным лицам, прибывшим для их проведения.
1) орган, уполномоченный осуществлять государственный надзор в сфере хозяйственной деятельности;
2) виды хозяйственной и иной деятельности, которые являются предметом государственного надзора;
3) полномочия органа государственного надзора относительно остановки производства (изготовления) или реализации продукции (товара), выполнения работ, эксплуатации оборудования, предоставления услуг;
4) исчерпывающий перечень оснований для остановки хозяйственной деятельности;
5) способ осуществления государственного надзора;
6) мероприятия государственного надзора;
7) санкции за нарушение требований законодательства Донецкой Народной Республики и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора предписания, распоряжения или иного предписывающего документа.
Запрещается осуществление мер государственного надзора разными органами государственного надзора по одному и тому же вопросу, за исключением случаев, когда меры государственного надзора проводятся по письменному заявлению субъекта хозяйственной деятельности.
Возобновление производства (изготовления) или реализации продукции (товара), выполнения работ, предоставления услуг субъектами хозяйствования после приостановки возможно с момента получения органом государственного надзора, который инициировал приостановку, уведомления субъекта хозяйствования об устранении им всех установленных судом нарушений.
Во время проведения мер государственного надзора запрещается обыск сотрудников субъекта хозяйствования, досмотр и (или) изъятие их личных вещей, истребование документов, удостоверяющих личность, запугивание.
Если должностные лица органа государственного надзора в пределах разумного времени (до получаса) не были допущены к проведению мер государственного надзора по мотиву отсутствия указания субъекта хозяйственной деятельности о допуске, то это приравнивается к уклонению субъекта хозяйствования от проверки. В этом случае субъекты хозяйствования несут установленную законодательством Донецкой Народной Республики ответственность, а срок проведения мер государственного надзора автоматически продлевается на количество дней препятствования в допуске.
Плановая или внеплановая проверка должна осуществляться в присутствии уполномоченного лица субъекта хозяйствования, если это лицо настаивает на своем присутствии и не уклоняется от своего присутствия.
В журнал обязательно вносятся следующие данные:
1) порядковый номер записи;
2) наименование органа государственного надзора, осуществляющего меры государственного надзора;
3) фамилия, имя, отчество, наименование должности (звание – при его наличии) должностного лица, осуществляющего меры государственного надзора;
4) номер и дата направления для осуществления мер государственного надзора;
5) проверяемый вид деятельности и (или) период, за который осуществляется проверка;
6) дата начала и дата окончания осуществления мер государственного надзора;
7) подпись должностного лица.
Если должностное лицо органа государственного надзора отказалось внести запись в Контрольный журнал или умышленно исказило ее содержание, оно не допускается к осуществлению мер государственного надзора, о чем уполномоченное лицо субъекта хозяйственной деятельности с участием двух свидетелей немедленно составляет акт, с вручением его копии под подпись должностному лицу, не допущенному к осуществлению мер государственного надзора.
Органы государственного надзора и их должностные лица обязаны действовать на основании, в порядке и способом, которые установлены законами.
В случае, если норма закона или нормативного правового акта допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей субъекта хозяйственной деятельности либо органа государственного надзора и его должностных лиц (конфликт интересов), решение должно приниматься в пользу субъекта хозяйственной деятельности.
Ответственность за ущерб, причиненный такими специалистами, несет орган государственного надзора.
Орган государственного надзора не обязан информировать субъектов хозяйственной деятельности об их включении или не включении в указанные планы.
1) дату начала и дату окончания осуществления планового мероприятия;
2) наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие;
3) наименование органа государственного надзора;
4) ссылку на то, что субъект хозяйственной деятельности включен в квартальный план государственного надзора субъектов хозяйствования;
5) проверяемый период;
6) вид деятельности, подлежащий проверке.
Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.
С учетом значения приемлемого риска все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору, относятся к одной из трех степеней риска: с высокой, средней и незначительной.
В зависимости от степени риска органом государственного надзора определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора.
Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, и периодичность проведения плановых мероприятий утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики по представлению органа государственного надзора.
В зависимости от степени риска органом государственного надзора определяются перечни вопросов для осуществления плановых мероприятий, которые утверждаются его приказом.
1) представление субъектом хозяйственной деятельности письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора об осуществлении мероприятия государственного надзора по его желанию;
2) выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйственной деятельности;
3) проверка выполнения субъектом хозяйственной деятельности предписаний, распоряжений или иных предписывающих документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора;
4) обоснованное обращение физического и юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав;
5) не предоставление субъектом хозяйствования в установленный срок документов обязательной отчетности, если отсутствуют письменные пояснения наличия уважительных причин, препятствующих подаче отчетности;
6) смерть потерпевшего в результате несчастного случая либо профессионального заболевания, связанная с деятельностью субъекта хозяйствования.
Проведение внеплановых мероприятий по иным основанием запрещается, если иное не предусмотрено законом.
Запрещается проведение внеплановых мер по тем основаниям, что при проведении плановых мер проверены не все вопросы или не все документы, которые планировалось проверить.
1) наименование органа государственного надзора, который осуществляет мероприятие;
2) наименование субъекта хозяйственной деятельности и (или) его отдельного подразделения, склада, хранилища, места реализации или фамилия, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие;
3) местонахождение субъекта хозяйственной деятельности и (или) его отдельного подразделения, склада, хранилища, места реализации, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие;
4) номер и дата приказа, для выполнения которого осуществляется мероприятие;
5) перечень должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
6) дата начала и дата окончания мероприятия;
7) тип мероприятия (плановое или внеплановое);
8) основания для осуществления мероприятия;
9) вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т.п.);
10) предмет осуществления мероприятия – за какой период проводится проверка, или какие вопросы проверяются;
11) информация об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и когда проводилось);
12) при намерении проведения контрольной закупки продукции, товаров, работ или услуг – подлежащий закупке предмет и сумма средств, выделенная на эти цели.
Субъект хозяйствования имеет право переписать со служебного удостоверения его номер и сведения о должностном лице.
Субъект хозяйствования обязан обеспечить должностных лиц органа государственного надзора на время осуществления мероприятия рабочим место, пригодным для выполнения возложенных на должностных лиц обязанностей.
В день начала проведения мер государственного надзора субъект хозяйствования обязан иметь в месте проведения мероприятий все документы, необходимые для проведения мероприятий. При отсутствии необходимого документа должностные лица органа государственного надзора выписывают субъекту хозяйствования требование о предоставлении недостающего документа, с указанием срока его предоставления, а при невыполнении требования составляют об этом акт.
По договоренности сторон подача документов для проверки и возврат документов после проверки могут производиться по описи.
Должностные лица органа государственного надзора не имеют права выносить за пределы территории (здания, помещения) субъекта хозяйствования проверяемые документы, делать в документах какие-либо записи, пометки или исправления.
Должностные лица органа государственного надзора имеют право копировать необходимые им документы.
Субъект хозяйственной деятельности (уполномоченные им лица) без согласия должностных лиц, осуществляющих меры государственного надзора, не имеет право уносить документы с мест нахождения этих должностных лиц.
Если, в связи с проведением мер государственного надзора документы временно находятся не в месте постоянного их хранения, их сохранность обязан обеспечить субъект хозяйствования.
Если должностные лица, в соответствии с предоставленными им законом полномочиями, опечатали на время проведения мероприятия помещения (хранилища), субъект хозяйствования обязан обеспечить сохранность места опечатывания.
При недопуске должностных лиц органа государственного надзора к проведению мероприятий государственного надзора лицо, принявшее об этом решение, обязано немедленно письменно изложить мотивы отказа и вручить их под подпись указанным должностным лицам.
1) дату составления акта;
2) тип проверки (плановая или внеплановая);
3) объект государственного надзора;
4) наименование органа государственного надзора, а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которое осуществило проверку;
5) наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществлялась проверка.
6) перечисление прилагаемых к акту материалов (актов, таблиц, справок).
Выводы о виновности или невиновности субъекта хозяйствования в обнаруженных нарушениях в акте не указываются.
Предписание – обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование руководителя органа государственного надзора субъекту хозяйственной деятельности относительно устранения нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций относительно субъекта хозяйственной деятельности. Предписание выдается и подписывается руководителем органа государственного надзора, который осуществлял проверку.
1) дату составления;
2) тип проверки (плановая или внеплановая);
3) срок устранения нарушений;
4) наименование органа государственного надзора, а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которое осуществило мероприятие;
5) наименование и местонахождение субъекта хозяйственной деятельности, а также фамилию, имя и отчество его руководителя или уполномоченного им лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности которого осуществлялась проверка;
6) фамилию, имя и отчество других лиц, которые участвовали в осуществлении проверки;
7) вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т.п.).
1) требовать от субъекта хозяйственной деятельности устранения обнаруженных нарушений требований законодательства;
2) требовать прекращения действий, которые препятствуют осуществлению государственного надзора;
3) отбирать образцы продукции (товара), назначать экспертизу, получать объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, которые возникают во время государственного надзора, в соответствии с законом;
4) предоставлять (отправлять) субъектам хозяйственной деятельности обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков;
5) налагать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные законом.
1) в полной мере, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор в пределах полномочий, предусмотренных законом;
2) придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с субъектами хозяйственной деятельности;
3) не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности во время осуществления государственного надзора, если это не угрожает жизни и здоровью людей, не влечет опасность возникновения техногенных ситуаций и пожаров;
4) обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйственной деятельности, которая становится доступной должностным лицам в ходе осуществления государственного надзора;
5) ознакомить руководителя субъекта хозяйственной деятельности или его заместителя, или уполномоченного им лица с результатами государственного надзора в сроки, предусмотренные Законом;
6) оказывать субъекту хозяйственной деятельности консультационную помощь относительно осуществления государственного надзора;
7) придерживаться установленных настоящим Законом принципов, требований и порядка осуществления государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности;
8) не препятствовать праву субъектов хозяйственной деятельности на любую законную защиту, в том числе третьими лицами;
9) выполнять законные требования должностных лиц республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития предпринимательства, относительно устранения нарушений законодательства Донецкой Народной Республики о государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности;
10) вести реестр субъектов хозяйственной деятельности, в отношении которых они уполномочены осуществлять государственный надзор;
11) подавать республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере развития предпринимательства, достоверную информацию, документы и материалы о проведенных мероприятиях государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности;
12) способствовать осуществлению должностными лицами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития предпринимательства, возложенных на них полномочий.
1) подготовка и представление Правительству Донецкой Народной Республики предложений о формировании государственной политики в сфере осуществления государственного надзора и контроля хозяйственной деятельности;
2) разработка и согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам государственного надзора;
3) изучение опыта других государств относительно реализации государственной политики по вопросам осуществления государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности и внесение предложений относительно распространения такого опыта в Донецкой Народной Республике;
4) методическое и информационное обеспечения деятельности органов государственного надзора;
5) контроль за соблюдением органами государственного надзора требований настоящего Закона;
6) получение от органов государственного надзора и субъектов хозяйствования информации, справок, документов, материалов, сведений относительно проведения мероприятий государственного надзора в сфере соответствующей хозяйственной деятельности;
7) обеспечение составления и утверждения планов комплексных плановых мероприятий государственного надзора в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;
8) внесение в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, представлений органам государственного надзора по устранению нарушений требований настоящего Закона, которые являются обязательными к рассмотрению в сроки, указанные в представлении;
9) обобщение практики применения законодательства по вопросам государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности;
10) разработка заключений, предложений и рекомендаций относительно усовершенствования законодательства по вопросам организации государственного надзора;
11) издание официальных разъяснений по вопросам применения законодательства о государственном надзоре, имеющих обязательную силу на территории Донецкой Народной Республики.
1) требовать от должностных лиц органа государственного надзора соблюдения требований законодательства Донецкой Народной Республики;
2) проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;
3) не допускать должностных лиц органа государственного надзора к осуществлению государственного надзора, если:
а) он осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения мероприятий государственного надзора, предусмотренных настоящим Законом;
б) должностное лицо органа государственного надзора не предоставило копии документов, предусмотренных настоящим Законом, или если предоставленные документы не отвечают требованиям настоящего Закона;
4) присутствовать во время осуществления государственного надзора;
5) требовать неразглашения информации, которая является коммерческой тайной субъекта хозяйственной деятельности;
6) получать и знакомиться с актами государственного надзора;
7) предоставлять в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту органа государственного надзора;
8) обжаловать в установленном Законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора и их должностных лиц.
1) допускать должностных лиц органа государственного надзора к осуществлению мероприятий государственного надзора при условии соблюдения порядка осуществления государственного надзора, предусмотренного настоящим Законом;
2) выполнять требования органа государственного надзора относительно устранения обнаруженных нарушений требований законодательства;
3) предоставлять документы, образцы продукции (товаров), объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, которые возникают во время государственного надзора, в соответствии с Законом;
4) получить экземпляр предписания или акта органа государственного надзора по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия;
В решении о необходимости отбора образцов продукции (товара) отмечается количество образцов для каждого вида или типа продукции (товара), необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.
Количество отбирающихся образцов продукции (товара) должно отвечать количеству, отмеченному в решении органа государственного надзора об отборе образцов продукции (товара).
Отобранные образцы продукции (товара) должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).
Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции (товара) не должны изменять параметры, по которым будет проводиться экспертиза (испытание) этих образцов.
Субъект хозяйственной деятельности имеет право привлечь для присутствия при составлении акта отбора образцов третье лицо.
Если акт отбора образцов продукции (товара) составлен, по мнению субъекта хозяйственной деятельности, с нарушением установленного порядка, субъект хозяйственной деятельности имеет право до подписания акта изложить в нем свои замечания по допущенным нарушениям.
1) место и дата составления акта;
2) должность, фамилия, имя и отчество должностных лиц, которые осуществляют отбор проб;
3) наименование и местонахождение юридического лица и (или) его отдельного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица-предпринимателя, у которого осуществляется отбор образцов продукции (товара);
4) должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного лица субъекта хозяйственной деятельности;
5) номер и дата решения руководителя органа государственного надзора, на основании которого осуществляется отбор образцов продукции (товара);
6) перечень и количество отобранных образцов продукции (товара) с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов.
Субъект хозяйственной деятельности и приглашенное им третье лицо имеют право присутствовать при проведении экспертизы, если порядок проведения данного вида экспертиз не содержит прямого запрета на такое присутствие.
Субъект хозяйственной деятельности по своей инициативе может провести экспертизу (испытание) образца, который остался у него, у аккредитованной организации. В случае расхождения результатов экспертизы (испытания), проведенных органом государственного надзора и субъектом хозяйственной деятельности, спор решается в суде.
1) присутствовать во время осуществления мероприятий государственного надзора;
2) знакомиться с документами и материалами, которые касаются осуществления государственного надзора;
3) представлять интересы субъектов хозяйственной деятельности перед органами государственного надзора в порядке, установленном Законом;
4) осуществлять другие действия в интересах субъектов хозяйственной деятельности в установленном Законом порядке.
1) порядок отбора образцов продукции (товара) для определения ее качественных показателей;
2) порядок возмещения субъектом хозяйственной деятельности расходов, связанных с проведением экспертизы (испытания);
3) форму акта отбора образцов продукции (товара).
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
1 сентября 2015 года
№ 76-IНС